Тенденции рынка DIY в России 2018

13 апреля 2018

Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY

В рамках VII международного делового форума «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY» (Форум DIY) были представлены итоги конъюнктурного опроса «Ожидания динамики рынка строительно-отделочных материалов в 2018 году», в котором приняли участие более 1000 ведущих компаний-поставщиков и производителей товаров для дома и ремонта, более 200 из них предоставили подробные анкеты. В их числе такие крупнейшие компании, как Bosch, Knauf Insulation, Schneider Electric, Kerama Marazzi, Kärcher, Bergauf, Classen, Roca, "Илим Тимбер" и многие другие. Задача исследования – оценка перспектив развития рынка и отдельных его сегментов, эффективности взаимодействия с сетевым ритейлом и прогнозы работы с e-commerce игроков российского рынка.

динамика рынка строительных отделочных материалов


В 2018 году Форум DIY вызвал высочайший интерес у ведущих российских и международных компаний отрасли и стал самым масштабным за всю историю проведения: свыше 600 участников, среди которых топ-менеджмент более 250 крупнейших торговых сетей и свыше 350 представителей компаний-производителей строительно-отделочных материалов.

Самым крупным в своей отрасли Форум DIY можно назвать и по количеству интереснейших спикеров – экспертов рынка, которые представляли ведущие компании на российском и международном рынке. Впервые Министерство промышленности и торговли России приняло активное участие в работе форума. Количество заявок на участие в этом году также побило все рекорды – мы получили более 1500 заявок. Учитывая многочисленные пожелания принять участие в Форуме DIY, мы организовали онлайн-репортаж с места проведения, благодаря которому все желающие могли следить за ходом крупнейшего события отрасли на наших официальных сайтах, а также на сайтах инфопартнеров. Форум в этом году стал еще более современным не только благодаря отдельной онлайн-сессии с сильнейшими спикерами, но и во многом за счет системы интерактивного электронного голосования для делегатов.

Форум DIY 2018

Впервые в рамках Форума DIY была реализована система интерактивного электронного голосования, которая позволила сразу же обрабатывать итоги опроса и транслировать их на экран.

Ответы аудитории Форума DIY на один из вопросов позволили выделить ценовой сегмент, продажи в котором наиболее динамично росли в 2017 году. Большинство участников мероприятия (36%) проголосовали за низкий ценовой сегмент. Немногим меньше – 34% отдали свой голос среднему ценовому сегменту. Лишь 12% выбрали категорию товары "первой" цены.

рост рынка DIY 2017

По-другому распределились голоса относительно прогноза на 2018-2019 гг. Большинство (53%) проголосовали за средний ценовой сегмент. Второе место (31% голосов) занял низкий ценовой сегмент. На третьем месте оказался высокий ценовой сегмент (7%).

перспективы развития рынка DIY 2018-2019


Иван Федяков: "Рынок строительно-отделочных материалов и торговли DIY России перешел в фазу консолидации"

В своем докладе эксперт озвучил итоги общеотраслевого Исследования "Рынок DIY России. Итоги 2017 года. Тенденции 2018 года. Прогноз до 2020 года", которое аналитики агентства INFOLine провели в I квартале 2018 года, проанализировав деятельность более 600 операторов розничной торговли сегмента DIY и охарактеризовав развитие ситуации в отрасли.

Форум DIY 2018


По словам Ивана Федякова, рынок строительно-отделочных материалов и торговли DIY России перешел в новую фазу развития – "консолидация". "Согласно оценкам INFOLine, по итогам 2017 года прирост составил 1,8% и рынок в целом достиг показателя в 1,4 трлн рублей, а с учетом продаж в мелкооптовом канале превысил 2 трлн рублей", – подчеркнул спикер. Иван Федяков отметил, что в I полугодии 2017 года динамика была негативной, однако, начиная с лета, усиление потребительской активности оказало позитивное влияние на рынок. При этом драйвером роста стал сегмент отделочных материалов, в то время как в сегменте строительных материалов продолжилось снижение.
В своем докладе Иван Федяков представил ежегодный рейтинг крупнейших DIY-сетей INFOLine "DIY Retail Russia TOP", подготовленный по итогам исследования аналитиками агентства. В рейтинге специалисты INFOLine представили TOP-11 сетей, вместо традиционных десяти, в связи с уходом с рынка в текущем году К-рауты. Как отметил эксперт, TOP-10 крупнейших DIY-ритейлеров по итогам 2017 года показали активный рост: совокупная доля десятки лидеров, по оценкам INFOLine, составила 37%, в то время как по итогам 2016 года их доля составляла 33%.

Говоря об инвестиционной активности крупнейших торговых сетей, генеральный директор INFOLine обратил внимание на то, что качественно меняется структура прироста объема ввода торговых площадей. "Два разнонаправленных движения – с одной стороны инвестиционная активность эффективных и успешных игроков, а с другой стороны, уход с рынка менее успешных компаний – это то за чем сейчас стоит очень внимательно следить и оценивать, в первую очередь, представителям компаний-поставщиков, поскольку это те риски и угрозы, которые транслируются в ваш бизнес", – подчеркнул спикер.

динамика оборота розничной торговли рынка DIY 2005-2017

На рынке DIY наблюдалась позитивная динамика, несмотря на то, что в 2017 году в России введено на 2,1% меньше жилой недвижимости, чем годом ранее, а большую часть введенных помещений (56,4%) составило жилье экономкласса – 44,4 млн кв. м. Впервые по итогам года более 50% жилья приобретается в ипотеку, что усиливает тенденцию продаж жилья с отделкой. Ремонт от застройщика, в зависимости от типа и класса жилья, на 15–40% дешевле, чем самостоятельный, и может быть профинансирован за счет ипотечного кредита. За 2014–2017 гг. доля квартир с отделкой в объеме продаж новостроек (прежде всего, массового сегмента) выросла с 6% до 26% в границах Старой Москвы, с 5% до 46% в Новой Москве, с 20% до 60% в Санкт-Петербурге. По прогнозу INFOLine, в целом в России в 2018 году продажа новых квартир с отделкой превысит 35%.

В 2017 году универсальными торговыми сетями DIY запущено более 240 торговых объектов совокупной площадью около 500 тыс. кв. м, а прекратили работу более 250 торговых объектов совокупной торговой площадью около 300 тыс. кв. м. Таким образом, продолжился процесс сворачивания бизнеса и сокращения торговых объектов региональных сетей, которые не выдерживают ценовую конкуренцию со стороны лидеров рынка Leroy Merlin, "Петрович", OBI и Castorama.

Структура прироста торговых площадей крупнейший игроков рынка DIY

Инвестиционная активность TOP-40 крупнейших торговых сетей DIY в 2017 году, по мнению аналитиков INFOLine, несколько снизилась: совокупный прирост торговой площади сократился на 8% – до 320 тыс. кв. м (чистый прирост составил 240 тыс. кв. м.). При этом на Leroy Merlin пришлось более 60% всех введенных площадей, причем по итогам 2018 года этот показатель может ещё увеличиться в связи с приобретением 12 гипермаркетов у сети "К-раута" и с планами открыть в России 24 гипермаркета.


Источники: infoline, forumdiy

Теги: рынок DIY