Рост рынка интернет-торговли в 2018 году замедлился вдвое

5 апреля 2018

В 2017 г. оборот российского рынка интернет-торговли достиг 1,04 трлн руб., это на 13% больше, чем в 2016 г., подсчитала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Прогноз АКИТ не оправдался: год назад она ожидала роста на 25% и оборота 1,15 трлн руб.

Покупательская способность российского населения, несмотря на чуть выросшую зарплату, снизилась на 9% в 2017 г., объясняет замедление роста Федоров, его данные взяты из исследования Высшей школы экономики. I квартал 2018 г. показывает более положительную динамику, продолжает Федоров, но не говорит, насколько она положительная. Прогноз АКИТ на 2018 г. в целом — 20%-ный рост рынка, оборот 1,25 млрд руб.

Объем рынка онлайн торговли в России 2018

У основных российских игроков рост был выше рынка. Так, у «М.видео» продажи в интернете выросли на 41%, у Wildberries – на 40%. Традиционные и онлайн-продажи дополняют друг друга, объясняет представитель «М.видео»: более половины клиентов сначала ищут информацию на сайте, а затем едут посмотреть технику перед покупкой, сравнить несколько моделей или забрать интернет-заказ в удобное время.

Количество отправлений из зарубежных интернет-магазинов достигло 380 млн, это на 63% больше, чем в прошлом году. На зарубежные онлайн-магазины, по данным АКИТ, пришлась 36% всех онлайн-покупок россиян — 374,3 млрд руб., в прошлом году было 33% и 304 млрд руб. Сегмент вырос на 24%. Таким образом, почти 60% роста рынка обеспечили зарубежные покупки.

Объем внутренней и трансграничной торговли

АКИТ и в этом сегменте рассчитывала на более быстрый рост: по прогнозу, покупки россиян в зарубежных онлайн-магазинах должны были достичь 400 млрд руб., на 32,5% больше, чем в 2016 г.

Распределение посылок и затрат россиян по странам

90% зарубежных интернет-покупок, как и в прошлом году, пришлось на Китай, доля Европейского союза — 3%, США — 2%. В денежном выражении китайские покупки составляют куда меньшую долю рынка — всего 53%, у Евросоюза — 22%, у США — 12%. По мнению АКИТ, это говорит о невысоком среднем чеке в Китае. Стоимость покупок российских пользователей в зарубежных интернет магазинах зачастую не превышает порог беспошлинного ввоза — €22. На такие покупки приходится 61,4% транзакций, на заказы на сумму от €22 до €55 — 22,2%, на заказы от €50 до €150 — 11,6%.

Сравнение среднего чека в заказах россиян
Сравнение роста интернет торговли с объемом рынка розничной торговли


Источники: Ведомости, Shopolog, АКИТ